Очередная лекция из цикла «История русского изобразительного искусства» для студентов СПбУТУиЭ состоялась в Корпусе Бенуа
17.09.202116 сентября Нина Шершова познакомила студентов и сотрудников СПбУТУиЭ с выставкой «Игорь Грабарь. К 150-летию со дня рождения».
Имя Игоря Эммануиловича Грабаря (1871-1960) неразрывно связано с серебряным веком русской культуры. Один из ведущих мастеров русского импрессионизма, Грабарь оказал существенное влияние на развитие этого направления в отечественной живописи. Многие его пейзажи и натюрморты стали подлинной классикой искусства России начала ХХ века. Грабарь получил известность также благодаря своим искусствоведческим трудам (первая многотомная история русского искусства, монографии, посвященные Валентину Серову и Исааку Левитану) и созданию научной экспозиции Третьяковской галереи в середине 1910-х годов. Столь же важен его вклад как художника, ученого и организатора в развитие отечественного искусства в советское время. Наряду с пейзажем и натюрмортом Грабарь в 1920-30-е годы активно работает в сфере портрета, где создает ряд значительных произведений (портреты композитора С.С. Прокофьева и музыканта В.Г. Дуловой, «Портрет сына», серия портретов советских ученых).
На выставке, посвященной 150-летию со дня рождения Грабаря, представлено более 100 живописных произведений, выполненных в 1880-е – 1950-е годы. Экспозицию составили произведения из 17 российских музеев, а также частных коллекций обеих российских столиц.
В бесплатном мобильном приложении дополненной реальности «ARTEFACT» Русским музеем подготовлен виртуальный гид по выставке Игоря Эммануиловича Грабаря.
Для справки
Родился в Будапеште. Окончил юридический и историко-филологический факультеты Петербургского университета (1889–1896). Учился в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств (1894–1896) у И. Е. Репина, в школе А. Ашбе (1896–1898) в Мюнхене. На протяжении 1896–1900 изучал мировое искусство по Европе. В Италии его потрясли творения мастеров Возрождения, а в Париже – работы импрессионистов и постимпрессионистов. В 1900 возвращается в Россию. В Подмосковье, учитывая достижения французских импрессионистов, пишет на открытом воздухе пейзажи «Февральская лазурь», «Мартовский снег» (1904) и натюрморты «Хризантемы» (1905), «Неприбранный стол» (1907).
Член «Мира искусства» (1901, 1910), Союза русских художников (1903), пожизненный член Осеннего салона в Париже (1906). Участник выставок с 1898: «Мир искусства» (1902–1906, 1912–1922), СРХ (1903–1909), «Московские живописцы» (1925); Международных в Дюссельдорфе (1904), Венеции (1907, 1924), Риме (1911), Мальмё (1914). Преподавал в совместной школе Ашбе – Грабаря (1898–1901) в Мюнхене.
1910–1923 – период увлечения архитектурой, историей искусства, музейной деятельностью, охраной памятников. Осуществил издание первой «Истории русского искусства» в шести томах (1909–1916), написал для нее важнейшие разделы, опубликовал монографии о В. А. Серове и И. И. Левитане. В 1913–1925 возглавлял Третьяковскую галерею, значительно изменив принципы музейной работы. После революции многое сделал для защиты памятников культуры от разрушения. В 1918 по его инициативе созданы Государственные центральные художественные реставрационные мастерские (1918–1930, директор). С 1924 и до конца 1940-х вновь много занимался живописью, особенно увлекался портретом.
Ознакомиться с экскурсией «Культурного гида» по выставке «Игорь Грабарь. К 150-летию со дня рождения», в роли ведущего выступил актёр Большого драматического театра им. Г.А. Товстоногова и лауреат Молодежной премии Правительства Санкт-Петербурга в области художественного творчества Геннадий Блинов: