Гуманитарные и социальные науки: на конференции в СПбУТУиЭ обсуждали новые алгоритмы обучения
16.11.202215 ноября в СПбУТУиЭ состоялась Национальная научно-практическая конференция «Гуманитарные и социальные науки: состояние и вызовы современного мира».
На конференции обсуждались вопросы состояния гуманитарных и социальных наук в современном мире. Открывая пленарное заседание, директор Института социальных и гуманитарных наук Оксана Уткина отметила, что данная тематика, которая ежегодно обсуждается в университете, очень актуальна. Именно поэтому к обсуждению в офлайн и в онлайн формате присоединились представители не только научного сообщества и социальных центров Санкт-Петербурга, но и регионов: ректор ГАУ ДПО «Саратовский областной институт развития образования» Елена Губанова, проректор Горловского института иностранных языков Елена Рочняк, психолог-модератор Санкт-Петербургского ГБУ «Городской центр социальных программ и профилактики асоциальных явлений среди молодежи «КОНТАКТ» Елена Ковчак.
На конференции обсуждались две глобальные темы: «Человек в современной культуре: развитие, устойчивость, мобильность» и «Современное общество: связи, процессы и трансформации». Конференция стала той площадкой, на которой представители различных направлений науки – истории, философии, социологии, культурологии смогли обменяться мнениями о проблемах современного социально-гуманитарного образования.
Говоря о современных вызовах, докладчики отметили не только глобальные, которые влияют на все сферы жизни, включая развитие науки и образования, но и имеющиеся специфические социальные раздражители, системные вызовы в педагогике и образовании. Ректор ГАУ ДПО «Саратовский областной институт развития образования» Елена Губанова отметила, что ответами на эти вызовы должны быть воспитание вузами социально активной личности, формирование эффективной системы поддержки способностей и талантов у молодежи, и одно из главных – подготовка педагогических кадров, способных применять новые методы обучения в соответствии с требованиями времени.
Роль преподавателя в вузе сегодня – координатор, наставник, практик. Преподаватель новой формации должен обладать цифровой грамотностью, аналитическими способностями, умением самому учится всему новому, эмоциональной эмпатией, организаторскими навыками и проектным мышлением.
И этот, и другие доклады вызвали оживленную дискуссию между участниками конференции. Высказывались мнения, что для создания единого образовательного пространства и успешного противостояния вызовам необходимы изменения в образовательных программах, открытие новых направлений и, конечно, усиление практикоориентированности обучения.
Действительно, работодатели зачастую жалуются на слабую профессиональную подготовку молодых специалистов. Поэтому практикоориентированность при обучении – очень важный аспект. При этом существует и другая сторона медали: абитуриенты приходят в вузы только для получения профессии, а не для получения образования. Об этих проблемах и причинах поверхностного изучения ими общеобразовательных курсов очень аргументированно рассказала профессор кафедры рекламы и связей с общественностью СПбУТУиЭ Надежда Костюрина.
Большой интерес вызвали и другие доклады. На пленарном заседании также выступили заведующий кафедрой международных отношений, медиалогии, политологии и истории Санкт-Петербургского государственного экономического университета Александр Марков, доцент кафедры социальной философии и философии истории Института философии Санкт-Петербургского государственного университета Иван Кузин, профессор кафедры рекламы и связей с общественностью СПбУТУиЭ Константин Нетужилов, проректор Горловского института иностранных языков Елена Рочняк.
В современных условиях большое внимание уделяется патриотическому воспитанию молодежи. Вопросы и проблемы, связанные с этим направлением работы вузов, обсуждались на заседаниях двух круглых столов. Речь шла об имплицитных способах информационного воздействия, психологической устойчивости, вопросах толерантности, межкультурных коммуникациях и многом другом.
Все участники конференции были солидарны в главном – чтобы противостоять современным вызовам, необходимо формировать новые алгоритмы обучения, при этом не только исходя из сегодняшней ситуации, но из представлений о том, каким должно быть будущее.