Современные педагогические и психологические практики обсудили на заседаниях круглых столов
23.05.202422 мая 2024 года в рамках работы Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы педагогики и психологии: от теории к практике» прошли заседания двух круглых столов.
Круглый стол «Современные педагогические и психологические практики» прошел на площадке ГБОУ СОШ № 93 города Санкт-Петербурга.
Участниками круглого стола были рассмотрены различные вопросы – от дидактического потенциала медиаобразовательной технологии при формировании педагогического мастерства студентов (Ксения Кузьмина, доцент кафедры педагогики и психологии СПбУТУиЭ) до психологических вопросов, связанных с карьерной ориентацией молодых специалистов (Светлана Васильева, психолог ООО «R-POWER»).
Коллегами из ГБОУ СОШ № 93 был представлен опыт организации и внедрения проектно-исследовательской деятельности в школе, также обсуждались проблемы психолого-педагогической адаптации молодых педагогов.
Особый интерес вызвало выступление Александры Лагун и Розали Витрюк-Млантау, которые показали, как в РГПУ им. А. И. Герцена решаются вопросы отношения будущих педагогов к людям с ОВЗ.
Ценными и полезными для слушателей были доклады студентов – выпускников кафедры педагогики и психологии Валерии Афонской и Александры Петровой, которые показали результаты исследовательской деятельности в рамках подготовки выпускных квалификационных работ.
Подводя итоги круглого стола, участники отметили актуальность поднятых вопросов педагогической и психологической практики, выразили желание продолжить работу по обмену опытом в рамках педагогического сообщества.
Круглый стол «Психолого-педагогические основы развития личности» проходил на площадке Дворца детского (юношеского) творчества Московского района Санкт-Петербурга.
С приветственным словом к участникам обратилась заведующая методическим отделом Елена Тихонова, которая выразила мнение о важном значении актуализации научных исследований для практиков, предложила направления для сотрудничества и взаимодействия с университетом.
В работе круглого стола приняли участие преподаватели вузов, научные сотрудники, методисты, психологи, учителя школ Санкт-Петербурга.
Эпиграф к круглому столу сформулировали фразой «Человеку нужен человек» Андрея Тарковского, а прозвучала она в фильме «Солярис», в далёком 1972-м, хотелось бы, чтобы этот смысл не потерял своего значения никогда.
Мы всегда стараемся выносить на обсуждение ту актуальную научную проблематику, которая дает возможность профессиональному сообществу – педагогам и психологам ответить или поразмышлять над тревожащими вопросами. И в этот раз говорили о вызовах, которые стоят перед психологией и педагогикой.
В последнее время в нашей стране с новой силой вспыхнул интерес к теме взаимодействия между академической и практической психологией. Найти конструктивные пути их взаимодействия задаёт во многом наше ближайшее будущее, помогая практике не скатиться в шарлатанство, а науке выйти на новый уровень, за пределы анализа лишь корреляций мнений и субъективных представлений. Разбирались, удалось ли сохранить преемственность в академической психологии усилиями С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурии, Б. Г. Ананьева, В. Н. Мясищева, Б. В. Зейгарник и стать методологической основой для практической психологии.
Говорили о поиске ценности и смысла жизни. Действительно ли, что человек не является жертвой обстоятельств, а несет ответственность за собственные действия и выбор, тем самым формируя реальность?
Современное общество требует от нынешнего поколения различных личностных качеств, одним из которых является самостоятельность – качество, помогающее человеку проявить себя в различных жизненных ситуациях, быстрее и лучше адаптироваться в социуме, а также сознательно и целенаправленно участвовать в разностороннем развитии собственной личности. Искали пути развития самостоятельности подростка: миф или реальность?
Еще один запрос к педагогам, над которым они работают: как добиваться результата обучения, развивать метапредметные компетенции, которые должны оцениваться не количеством полученной личностью информации, а качеством усвоения и развития способностей к обучению и самообразованию.
Поднимались актуальные вопросы о формах взаимодействия современной школы и семьи. Каналы общения разнообразны, в том числе и дистанционного общения. С целью сотрудничества и с родителями, и с учащимися был предложен опыт ведения блога учителем.
Рассмотрели уникальный потенциал цифровых технологий на примере ведения сайта организации. Обсуждали вопросы патриотического воспитания молодежи, которое было и остается актуальным на всех этапах развития человечества, эмоциональной устойчивости педагога как важнейшего компонента профессиональной эффективности.
Одной из ведущих сфер гармоничного развития личности является здоровье. Немалые надежды на успех в избавлении человечества от производственного травматизма связываются с науками о человеке, и, в первую очередь, с психологией.
Встреча получилась позитивной и продуктивной. По результатам круглого стола организаторы и участники предложили продолжить серию таких мероприятий в следующем году.