Ко Дню менеджера: «Наш вуз предлагает обширный перечень управленческих программ»
01.11.20241 ноября в России отмечают День менеджера. Что же такое менеджмент? Каковы тенденции развития в управлении? Какие программы реализует Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики в этой сфере? Об этом нам рассказала доцент кафедры менеджмента и государственного и муниципального управления Ксения Кузьмина.
- В современном мире профессия менеджер очень популярна. Но вот парадокс – менеджерами зачастую называют и управленцев в крупнейших корпорациях, и персонал в магазине. Кто же все-таки такой менеджер? Чем он занимается?
- Менеджер – это управленец, и этим все сказано. Управлять можно бизнес-процессом, функцией или подразделением организации (например, HR-функцией, производством, маркетингом), командой (управленческой, проектной, например). Управлять можно социально-экономической системой (например, компанией) и много еще чем. Если продавца называют менеджером, это некорректно. Если же менеджер в магазине действительно управляет, например, процессом взаимодействия с клиентами, то да. Управлять значит планировать, организовывать/координировать, мотивировать и контролировать, а еще коммуницировать, выстраивая отношения, и принимать решения. Можно сказать, что менеджерская деятельность в целом – это непрерывный и повторяющийся процесс разработки, принятия и внедрения управленческих решений.
- Какие новые виды менеджмента появились в последние годы?
- Наверное, более следует отметить не столько появление новых видов менеджмента как отдельной области, выделившейся и оформившейся из общего менеджмента ли менеджмента организации в самостоятельную (как, например, стратегический на стыке 60-70 годов 20 века или риск-менеджмент, к нулевым 21 века), сколько тенденции развития в управлении. Так, 2021 год (формально – с выходом руководства по управлению проектами PMBOK7) год отсекает классическое управление и ориентирует на потоковую доставку ценности проекта и возможности комбинаторного использования проектных моделей, подходов, инструментария. Или тот же риск-менеджмент, который за последние чуть более 20 лет оформился, пройдя путь от фрагментарного управления рисками в отдельных отраслях (главным образом в финансовой сфере и промышленности), создания системы управления рисками, становления этой системы как интегрированной корпоративной системы, до проактивности в подходе к управлению рисками – «умному» риск-менеджменту в целях цифровизации компании и с учетом необходимости автоматизации управления риском, а также возросшим значением использования Big Data и возможностями предиктивной экономики. Меняется и подход к функциям управления, классический инструментарий, например, в планировании не работает, сжимается горизонт планирования, актуализируется инструментарий прогнозирования. Применение инструментов мотивации также изменяется: никого уже не удивишь ставшим банальным инструментом «кофе и печеньки бесплатно». После пандемии мышление сотрудников поменялось, как свидетельствуют результаты исследований. Произошли знаковые изменения в ТК РФ, закрепившими возможность удаленной работы. То, эффективно как вы будете общаться и выстраивать в удаленном или гибридном режимах управление бизнесом, какой баланс цифрового и классического управленческого инструментария отберете, какими стилями лидерства, насколько умело и уместно и в какой критически важной управленческой ситуации воспользуетесь в контексте устойчивого развития, – действительно актуально.
- В университете на менеджера обучают по нескольким направлениям. Расскажите, какие из них сейчас наиболее востребованы, что вуз предлагает своим студентам?
- Наш вуз предлагает обширный перечень управленческих программ – на всех уровнях образования – от бакалавриата и магистратуры до аспирантуры и дополнительного профессионального бизнес-образования, программ повышения квалификации и переподготовки, в том числе отдельно стоящей в нем Президентской программе, на которой готовится элита управленческих кадров. Замечу, что последнюю имеют право вести только 6 вузов Санкт-Петербурга. Этот портфель программ способен удовлетворить и изменяющийся выбор наших абитуриентов и будущих слушателей, и изменяющиеся реалии во внешней среде.
- Каким требованиям должен соответствовать менеджер любого уровня? Каковы должны быть его не только деловые, но и личные качества?
- Есть профессиональный стандарт, он очень емкий, он отражает ориентиры. Не вдаваясь в подробности каждого из менеджерских профилей (маркетинга, логистики, проектного менеджмента, государственного и муниципального управления, финансового менеджмента и проч.), скажу, что при такой скорости изменений важно уметь учиться и развиваться в профессии, причем учиться постоянно, быть готовым к изменениям и принятию новых вызовов. Знания стремительно устаревают, а востребованные навыки непрестанно обновляются, поэтому способность к (само)развитию и (само)обучению, так же, как и критическое и системное мышление становятся все более актуальны.