В поисках «Державы Рериха»
06.12.2024В этом уходящем 2024 году – ряд юбилеев Рериховской семьи, широко отмечаемых в нашей стране и за рубежом: 150-летие со дня рождения Николая Рериха, 145-летие со дня рождения его жены Елены Рерих и 120-летие со дня рождения их младшего сына художника Святослава Рериха.

По всей стране были открыты выставки Николая Рериха, проведены научные и общественные конференции. О том, как они проходили, рассказала профессор кафедры медиакоммуникаций и рекламы СПбУТУ иЭ, доктор философских наук Елена Трофимова.
«Николай Рерих за свою жизнь создал более семи тысяч картин и рисунков, был неутомимым исследователем и ярким общественным деятелем: Пакт Рериха (1935 г.) известен во всем мире как движение в защиту памятников культуры.
Мне посчастливилось побывать этим летом на VI Международной научно-практической конференции на Алтайской земле, в Республике Алтай (Усть-Кокса – с. Верх-Уймон) 28 июля – 2 августа 2024 г. Конференция была посвящена 100-летию и научному и культурно-историческому значению Центрально-Азиатской экспедиции Николая Рериха, состоявшейся в 1926 году.
Участники конференции в многочисленных докладах проследили этапы пути этой экспедиции, уточнили множество деталей. Экспедиция изучала пустыню Гоби, степи Средней Азии, внесла большой вклад в изучение географии Евразийского континента. В истории экспедиции был драматический момент: пятимесячное стояние на тибетском плато Чантанг при экстремально низких температурах. Была создана угроза жизни для всех членов экспедиции. Николаю Рериху пришлось заниматься научной дипломатией, чтобы вызволить свою экспедицию из крайне затруднительной ситуации.
Большой Алтай на конференции был рассмотрен как особое место встречи и сотрудничества различных народов. В заповедную страну «Беловодье» (некоторый аналог буддийской Шамбалы) убегали казаки в поисках правды и справедливости, в поисках свободы и благочестия, в поисках первозданной Природы. Где могло быть это легендарное Беловодье? И на этот вопрос пытались найти ответ участники конференции.
Алтай был и является многоконфессиональным регионом. Современный этап национального самосознания алтайцев можно определить как этнософский, как разновидность мифологического мышления.
Шаманистам и христианам алтайцы противопоставили бурханизм (1904). И этот процесс, или понимание изображено Николаем Рерихом на картине «Ойрот – вестник Белого Бурхана. 1925». Бурхан – модификация имени «Будда». Ойрот – легендарный правитель Алтая, который вернется к народу с вестью о мире и справедливости, когда гора Белуха изменит свои очертания. Алтайцы готовятся, ждут этого явления.
Были рассмотрены также периоды адаптации буддийской традиции в религиозной культуре алтайского народа.
Завершилась конференция выдающимся, на мой взгляд, концертом мастера алтайского горлового пения, композитора, автора песен, уроженца Верхнего Уймона Алексея Чичагова.
С 8 по 10 октября 2024 года в Санкт-Петербурге прошла I Всероссийская научно-практическая конференция «ДЕРЖАВА РЕРИХОВ». Организатором конференции выступила Автономная некоммерческая организация «Центр культурных и научных проектов “АРС”» (Санкт-Петербург) и другие организации.
Были рассмотрены проекты восстановления храмовых работ Николая Рериха силами Царскосельской иконописной мастерской под руководством Г. Б. Майоровой при поддержке Мастерской церковно-исторической живописи Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина под руководством академика РАХ, профессора А. К. Крылова.
«Держава Рериха» не знает государственных границ – она простирается через высочайшие горные вершины и безбрежные моря и океаны. Санкт-Петербург – своеобразные «врата» в это удивительное путешествие, поименованное символически Леонидом Андреевым «Державой Рериха» - ведь именно в этом городе родились, выросли, получили образование знаменитый художник-мыслитель, исследователь-путешественник, автор многочисленных культурных инициатив, одна из которых всемирно известна под именем «Пакт Рериха» Николай Рерих и его знаменитая жена Елена. На конференции были рассмотрены основные вехи и адреса петербургского периода жизни Рерихов.
Архитектурно-природный ландшафт города рассмотрен сквозь призму рериховских художественных образов и метафор. Особое значение имеют образы воды и камня, легенда о затонувшем граде Китеже.
Именно Санкт-Петербург стал стартовой площадкой разнообразных творческих начинаний семьи Рерихов. Рерих вспоминал, что в Питере «трудились, учились, расширяли сознание». Мистерия Петербургского пейзажа затаилась в работах Николая Рериха в сжатом лаконичном виде – это поэтика воды и камня. Этот трансреалистический Санкт-Петербург – пластически явленное припоминание тайн отошедших цивилизаций.
В «Державе Рериха» через воды и скалы перекинуты мосты. В работе «Твердыня Пламенная» Рерих вспоминает абиссинскую легенду о том, что мессия придет через каменный мост.
Санкт-Петербург, взывающий к Северной Атлантиде и Гиперборее, связанный магнетическими узами со всем Северо-Западом Росссии, как и Китеж – сокровенен. Санкт-Петербуг – итог поисков, ошибок, устремленностей и дерзновений России и в качестве такового он устремлен в неведомое будущее».
Музей Рериха на Алтае Фото с сайта