Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики

под научно-методическим руководством ООН РАН

Научно-педагогические школы СПбУТУиЭ

В университете работает семь научных школ:

  • Управление инновационным развитием регионов и корпоративных структур
  • Социология управления, социальная структура, социальные институты и процессы
  • Социальная психология, психология развития, акмеология
  • Управление безопасностью и эффективностью экономических систем на основе международной практики
  • Исследование закономерностей информационных систем и моделирование информационных процессов
  • Государственно-правовая защита прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в РФ
  • Управление предпринимательскими структурами в условиях реформирования Российской экономики

Все научно-педагогические школы ведут активную работу по организации научно-образовательных центров не только в головном вузе, но в его региональных филиалах.

Управление инновационным развитием регионов и корпоративных структур

Руководитель – доктор экономических наук, доцент, О.Г. Смешко.
Центральное, системообразующее место среди них занимает научно-педагогическая школа «Управление инновационным развитием регионов и корпоративных структур», что обусловлено как общей экономической ситуацией в стране, так и набором базовых кафедр Университета. Руководителем научно-педагогической школы «Управление инновационным развитием регионов и корпоративных структур» является Ректор СПбУТУиЭ д.э.н., доцент, Олег Григорьевич Смешко.
В число ведущих ученых школы входят к.э.н., доцент, заведующая кафедрой менеджмента и государственного и муниципального управления Ушакова Е.В., к.э.н. Клюев К.В., к.э.н., к.э.н. Левенцов А.Н., к.э.н. Фесенко Р.С., д.э.н., доцент Рябова Е.В., к.воен.н. Беликов В.Ф., д.э.н., профессор Шашина Н.С., д.э.н., профессор Пак Н.С., д.э.н, проф. Церкасевич Л.В., к.э.н., доцент Ходырев В.В., к.э.н., доцент Чиркова Т.Н., д.э.н., к.э.н. Фугалевич Е.В.
В рамках деятельности научно-педагогической школы выполнен целый ряд научно-исследовательских работ, связанных с управлением инновационным развитием регионов разного ранга, предпринимательских структур. Ученые школы принимали участие в конкурсе на получение грантов Российского научного фонда на проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований.
Штатными научно-педагогическими сотрудниками и аспирантами защищены десятки диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора экономических наук, выпущены монографии и статьи в ведущих российских и зарубежных журналах.
В результате деятельности школы появилась разработка «Инновационный научно-образовательный комплекс подготовки управленческих кадров для отраслей народного хозяйства РФ», выдвинутый на соискание премии Президента РФ.
Другая научно-практическая разработка – «Становление и развитие инновационных вузов в сети образовательных учреждений высшей школы России» - получила высокую оценку Минобрнауки РФ, была выдвинута на соискание премии Правительства РФ.

Социология управления, социальная структура, социальные институты и процессы

Руководитель – доктор социологических наук, профессор Н.Н. Покровская: член-корреспондент Международной академии наук высшей школы. Она является действительным членом Академии проблем гуманизма (г. Ереван), членом Санкт-Петербургского Союза ученых, членом диссертационного совета в Санкт-Петербургском государственном экономическом университете. Н.Н. Покровская – автор более 150 научных работ, в том числе более 10 монографий, более 20 учебных публикаций.
Основными направлениями научных исследований в рамках школы являются: социальные институты общества и управление ими в условиях переходного этапа в развитии общества; социальный менеджмент в деятельности органов государственного управления; система и способы обеспечения социальной безопасности личности, государства и общества; социальные технологии в управлении конфликтами в экономической и социальной сферах жизнедеятельности общества; управление социальной защитой различных категорий населения Санкт-Петербурга, Северо-Запада, Российской Федерации от социальных опасностей и угроз; управление качеством жизни на региональном и муниципальном уровнях власти, социология и экономика знаний.
Ведущий ученый в данной области: доктор исторических наук, профессор, действительный член РАН, секретарь Отделения общественных наук РАН, Кокошин Андрей Афанасьевич. Он является деканом факультета мировой политики Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, членом Научного Совета Безопасности РФ, членом Президиума Совета по внешней и оборонной политике, членом редакционной коллегии «Большой Российской Энциклопедии», членом правления Фонда поддержки публичной дипломатии имени А.М. Горчакова, автором 180 научных трудов.
доктор экономических наук, профессор, член-корреспондент РАН, Заведующий сектором социологии семьи, гендерных и сексуальных отношений Социологического института РАН, Елисеева Ирина Ильинична. Она является членом Коллегии Росстата России, членом экспертного совета по экономическим наукам ВАК Федерального агентства по образованию РФ; членом диссертационных и ученых советов ряда вузов и научных учреждений, заведующей кафедрой статистики и эконометрики Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов, членом Президиума СПбНЦ РАН, членом Международной социологической ассоциации, членом Международного статистического института, председателем Научного совета СПб Союза ученых.
В 2017 году выигран конкурс на оказание услуг по организации и проведению социологических исследований по проблемам жизни города для нужд Санкт-Петербурга, в качестве заказчика выступает Комитет по печати и средствам массовой информации Санкт-Петербурга.
В работе школы принимают активное участие студенты и аспиранты.
В 2016 году студенты Задорнова Евгения и Жданова Алина стали победителями конкурса грантов студентам и аспирантам вузов Санкт-Петербурга Комитета по науке и высшей школе.

Социальная психология, психология развития, акмеология

Руководитель – кандидат психологических наук, доцент Т.Г. Кукулите.
В рамках данной школы разрабатывается актуальная междисциплинарная область знаний в системе наук о человеке – акмеология, которую характеризует фундаментальность, интегративный характер и гуманистическая направленность.
Основными темами научных исследований являются следующие направления: саморазвитие зрелого человека; самореализация его творческого потенциала в процессе созидательной деятельности на пути к высшим достижениям (вершинам); процессы самообразования, самоорганизации и самоконтроля; закономерности самосовершенствования, самокоррекции и самореорганизации деятельности личности; влияние социальной среды на развитие личности (общества, семьи, референтных групп, образовательных учреждений, профессиональной деятельности), также областью исследований выступает психология управления, педагогическая психология, социальная психология и др.
Современные акмеологические и психологические исследования, технологии и разработки призваны реализовать в социальной практике: общечеловеческие ценности и национальные традиции; гуманистические и культурные идеалы; позитивные принципы здравого смысла и экономической эффективности; экологической целесообразности и эстетической гармонии; творческого самосовершенствования; искренности общения и свободы самовыражения; глубины проживания разнообразного индивидуального опыта и обретения взаимопонимания в процессе конструктивного взаимодействия людей и их созидательной профессиональной деятельности.
В число ученых школы входят    д.б.н. профессор Лебедев А.А.; д.пед.н. профессор Шабалина О.Л., к.пед.н. доцент Ткачева И.А.; к.соц.н. доцент Иванова А.Ю.; к.пед.н, доцент Дейкова Л.А., к.пед.н. доцент Лазарева М.В.; к.пед.н. доцент Родионова; к.псх.н. доцент Федосеева И.В; к.пед.н. доцент Федюковская М.Г. и др.
За период 2016 - 2021 г.г. вышло более 140 научных публикаций.
В проведении научно-исследовательских работ профессорско-преподавательский состав, студенты, магистранты и аспиранты активно взаимодействуют с учреждениями, оказывающими психологическую помощь, такими как CПб ГБУ «Городской центр социальных программ и профилактики асоциальных явлений среди молодежи «Контакт», ООО «Доминанта», Санкт-Петербургский Центр реабилитации детей-инвалидов Выборгского района. ООО «Хейз Спешиалист Рекрутмент», Центр психолого-педагогического сопровождения Кировского района Санкт-Петербурга, ООО «Болид Рекрутинг» и другие.
Научно-исследовательская работа студентов является неотъемлемой частью научной школы в формировании навыков творческого научно-исследовательского поиска, планирования, организации и реализации теоретических и прикладных исследований для решения актуальных задач в социальной и профессиональной сферах общества.
Одной из важных задач научной школы - выявление наиболее одаренных студентов высшего образования, имеющих выраженную мотивацию к научной деятельности с целью последующего обучения в магистратуре, аспирантуре и пополнения научно-педагогических кадров университета. 

Управление безопасностью и эффективностью экономических систем на основе международной практики

Руководитель – доктор экономических наук, профессор В.А. Кунин, член – корреспондент Международной академии наук высшей, автор более 150 научных и учебно – методических работ, включая 9 монографий и учебников, 11 изобретений и более 80 статей в научных журналах и сборниках. 
В число участников научно – педагогической школы входят 26 учёных, включая 6 докторов и 15 кандидатов наук. Ядро школы составляют: д.э.н., профессор Ивлева, д.э.н., профессор Никонова , д.э.н. Баяндин Э.П.,д.э.н. Дружинин Н.Л., д.э.н. Лисица М.И.
Основными направлениями научных исследований научно - педагогической школы являются теория и методология управления финансовой безопасностью экономических систем в условиях неопределённости, управление эффективностью экономических систем на основе развития теории риск – менеджмента и стоимостного подхода, теория и практика управления финансовыми рисками и портфельными инвестициями, управление денежными потоками и структурой капитала, исследование и обобщение международной практики управления финансами в условиях неопределённости и экономической нестабильности.
За последние 3 года под руководством учёных научно – педогагической школы успешно защищено 2 докторские и 13 кандидатских диссертаций, опубликовано свыше 220 научных работ, в том числе свыше 180 работ, включённых в базу Российского индекса научного цитирования (РИНЦ), 8 монографий и 17 учебников и учебных пособий.
Научные разработки учёных школы ориентированы на потребности практики и только за последние 2 года внедрены на 5 предприятиях. 
Учёные научно – педагогической школы активно участвуют в организации и проведении международных научно – практических конференций и развитии международных связей. Так на основе полученных грантов в 2016 году учёные школы активно участвовали в организации и провендении международных научно – практических конференций «Социально – экономическая роль денег в обществе» и «Роль интеллектуального капитала в экономической, социальной и правовой культуре XXI века». Устанавливаются и развиваются связи с университетами Великобритании, США, Китая, Италии, Финляндии, Монголии и других стран. Один из ведущих учёных школы д.э.н. Н.Л.Дружинин является членом общества российско-японской дружбы.
Значительное внимание в деятельности школы уделяется развитию научного взаимодействия с институтами РАН. За развитие интеграционных связей между институтами Отделения общественных наук РАН и Санкт – Петербургским университетом технологий управления и экономики руководитель научно – педагогической школы д.э.н. В.А.Кунин награждён Почётной Грамотой Российской академии наук.

Исследование закономерностей информационных систем и моделирование информационных процессов

Руководитель – кандидат технических наук, доцент кафедры информационных систем и технологий СПбУТУиЭ С.А. Иванов. 
Школа существует с 2008 года, с момента открытия в вузе направления подготовки бакалавриата «Прикладная информатика». Научным руководителем школы за последние 3 года опубликовано 2 работы, индексируемые в международной базе Scopus, 4 работы в журналах из перечня ВАК, 2 монографии в соавторстве с коллективом кафедры, более 15 публикаций в международных научно-практических конференциях. Победитель Международного инновационного конкурса IT-Caspian, конкурса инновационных проектов Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Победитель в номинации "Профессионал года - 2018" за качество управленческих решений и успешное продвижение университета в российском образовательном пространстве. Сфера научных интересов: теория систем и системный анализ, проектирование информационных систем, системы поддержки принятия решений, организация образования по ИТ-специальностям.

Основными направлениями научных исследований научно-педагогической школы являются: общая теория систем, общая теория управления, теория систем и системный анализ, теория прогнозирования и принятия решений, теория вероятностей и математической статистики, теоретическая информатика, методология научных исследований, исследование операций, имитационное моделирование, разработка специального математического и программного обеспечения систем управления, постановка и решение проблем оптимизации функционирования систем, разработка методов и алгоритмов интеллектуальной поддержки принятия решений, разработка новых информационных технологий управления, разработка методов и алгоритмов оценки эффективности управления и функционирования систем и др.
В 2014 г. научно-педагогическая школа «Исследование закономерностей информационных систем и моделирование информационных процессов» была зарегистрирована Комитетом по науке и высшей школе как ведущая в Санкт-Петербурге. Ядро научной школы составляют ведущие ученые: д. тех. н., профессор, заслуженный деятель науки РФ Астапов Н.Т., д. тех. н., профессор, действительный член Академии военных наук РФ, советник Российской Академии ракетно-артиллерийских наук Карпович А.В., Соложенцев Е.Д. – д. тех. н., профессор, Заслуженный деятель науки РФ.

Государственно-правовая защита прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в РФ

Руководитель – доктор юридических наук, профессор, Член-корреспондент Международной академии наук высшей школы, член Российской академии юридических наук Рыбкина М. В.
Ядро научно-педагогической школы составляют 13 докторов наук и 30 кандидатов наук. В Юридическом институте сложилась и активно развивается научно-исследовательская работа: Исследование механизма реализации защиты конституционных прав граждан в различных правовых режимах; международный опыт регламентации и  имплементации основных прав и свобод человека и гражданина; исследование конституционных основ правового государства и гражданского общества. Основными направлениями научных исследований также являются: теория и история права и государства; история учений о праве и государстве; конституционное право; муниципальное право; административное право; административный процесс; Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право; гражданский процесс; арбитражный процесс; охрана труда. 

Научно-педагогическая школа объединяет следующие научные направления по специальностям:

- 12.00.02 - Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право;
- 12.00.03 - Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право;
- 12.00.04 - Финансовое право; налоговое право; бюджетное право;
- 12.00.05 - Трудовое право; право социального обеспечения;
- 12.00.06 - Земельное право; природоресурсное право; экологическое право; аграрное право;
- 12.00.07 - Корпоративное право; конкурентное право; энергетическое право;
- 12.00.08 - Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право;
- 12.00.09 - Уголовный процесс;
- 12.00.10 - Международное право; Европейское право;
- 12.00.11 - Судебная деятельность, прокурорская деятельность, правозащитная и правоохранительная деятельность;
- 12.00.12 - Криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность;
- 12.00.13 - Информационное право;
- 12.00.14 - Административное право; административный процесс;
- 12.00.15 - Гражданский процесс; арбитражный процесс.

Научные исследования по представленным научным направлениям свидетельствуют о широком диапазоне научно-практической деятельности школы. В институте ежегодно проводятся традиционные международные научно-практические конференции и другие научные мероприятия. Издаются научные пособия и монографии, соответствующие направлению научной школы.

Управление предпринимательскими структурами в условиях реформирования Российской экономики

Руководитель – доктор экономических наук, профессор Кошелева Т.Н.
Научно-педагогическая школа «Управление предпринимательскими структурами в условиях реформирования российской экономики» была основана в 1992 году. Основными направлениями научных исследований являются: экономическое развитие и рост, прогнозирование и планирование экономики, экономические циклы и кризисы, производительные силы и научно-технический прогресс, экономика и организация предприятия, управление предприятием.
Ядро школы составляют ведущие ученые: д.э.н., доцент Кошелева Татьяна Николаевна, д.э.н., профессор Голубецкая Наталья Петровна, д.э.н., доцент Круглов Дмитрий Валерьевич, к.э.н., доцент Амельченко Елена Николаевна, к.э.н. Грозовская Елена Викторовна, к.э.н., доцент Григорьев Виктор Николаевич, к.э.н. Гурьянов Павел Алексеевич, к.э.н. Малых Елена Борисовна, к.э.н. Молдован Артём Анатольевич, к.и.н., доцент Самотуга Владимир Николаевич.
Среди наиболее значимых монографий, изданных в 2016 г.: Кошелева Т.Н. Управление формированием инновационной среды малого предпринимательства как основа инновационного развития экономики: монография; Кошелева Т.Н. Структурные закономерности развития малого предпринимательства в процессе преодоления ограничений; Кошелева Т.Н. Подходы к оценке социально-экономических условий развития в соответствии с этапами жизненного цикла малой инновационной организации.
Научно-педагогическая школа «Управление предпринимательскими структурами в условиях реформирования российской экономики» ежегодно принимает участие в организации и проведении международной конференции, организуемой СПбУТУиЭ «Роль образования в формировании политической и правовой культуры»  (2013 г.), «Роль образования в формировании экономической, социальной и правовой культуры» (2014 г.), «Роль интеллектуального капитала в экономической, социальной и правовой культуре XXI века» (2015 г. и 2016 г.). 
Учеными научно-педагогической школы постоянно публикуются статьи в ведущих российских и зарубежных журналах, монографии, посвященные проблемам российского предпринимательства.